17 декабря 2013

Рекомендации для родителей детей 3-4 лет

Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года?
§  Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
§  Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах.
§  Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.
§  Речевое развитие ребенка в 3-4 года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90% слов, повторение несложных песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени, фамилии, именах родителей и близких.

Рекомендованные упражнения для развития речи детей:

v Попросить ребенка назвать предмет и рассказать о его назначении. Например: - это мяч. Его бросают, катают…
v Прочитать ребенку короткий рассказ из 3-4 предложений и попросить повторить его. В этом случае хорошо подойдут короткие иллюстрированные сказки. Прочитав небольшую часть текста, обсудить ее с ребенком, рассмотреть картинки, проговорить и показать всех героев («Колобок» «Теремок» «Курочка Ряба» «Репка» «Маша и медведи»…).
v Упражнение для понимания значения предлогов: дать задание расположить предметы в, над, около, возле, перед и т.д. каким-нибудь другим предметом. Например: - Спрячь Мишку за спинку! Уложи Мишку на кровать. Усади Мишку за стол и т.д.
v Рассказать подробно о каком-нибудь предмете (цвет, функция, одежда и т.д.). Например: - Это Машина. Она большая, грузовая,  красная, тяжелая, гладкая, сделана из пластмассы - пластмассовая. С ней можно играть: катать ее, грузить в нее, катать в ней игрушки…

Рекомендованные упражнения для развития артикуляции:

Ø  Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, орешки.
Ø  Грызём - сухари, баранки, сушки.
Ø  Конфеты «Ирис» - развивают мышцы языка.
Ø  Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
Ø  «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
Ø  «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
Ø  «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
Ø  «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Ø  Насыпать на блюдце немного сахара или налить небольшое количество варенья. Попросить ребенка облизать тарелочку кончиком языка.

Стимулирующий массаж артикуляционной
мускулатуры.
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:
 1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание лба от бровей к волосам;
3) поглаживание бровей;
4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6) сжимание подбородка ритмичными движениями;
7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9) пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
1) поглаживание от середины верхней губы к углам;
2) поглаживание от середины нижней губы к углам;
3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4) пощипывание губ;
5) постукивание губ.

Дыхательная гимнастика
(вдох через нос, выдох через рот, щеки не должны надуваться. Губы «трубочка»)
1.      «Мыльные пузыри» - запускать мыльные пузыри.
2.      «Бульки» - дуть через соломинку в стакан с водой, меняя силу выдоха (сильнее – слабее). Диаметр соломинки тоже может быть разный (начать лучше с широкой, постепенно усложняя более тонкой).
3.      «Сдуй снежинку» - комочек ваты положить на ладонь. Попросить ребенка сдуть снежинку с ладони. Чем дальше улетит комочек, тем лучше.
4.      «Веселый футбол» - попросить ребенка сдуть со стола комочек ваты «мяч» в импровизированные ворота (задание можно усложнить, используя карандаш, комочек свернутой бумаги…и т.д.)
Постоянный контроль вдоха и выдоха!!!

Особенности мелкой моторики детей.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Примеры простых игр и упражнений для развития мелкой моторики.
1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Разрывание бумаги. Дайте ребенку несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
3. Перелистывание страниц. Перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
4. Бусы. Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками. Задание можно усложнить, попросить ребенка нанизать бусинки на леску.

5. Крупы. В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
6. Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
7. Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему ребенку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
8. Застегивание, расстегивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

9. Лепка. Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
10. Рисование и раскрашивание. Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
11. Собирание мозаик и паззлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями (2-3 части). После 3 лет части паззлов постепенно уменьшаются и их количество увеличивается (4-5 частей). Паззлы также тренируют воображение.

12. Вырезание. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение, творческое мышление.
13. Прищепки. Предложите ребенку прикрепить прищепки на край листа бумаги. Попробуйте создать картинку. Например, дайте ребенку круг, а он из прищепок смастерит лучики. В итоге получится солнышко и т.п. Прищепки также можно прицепить на одежду ребенка – пусть ищет и снимает их с себя. Необходимо следить, чтобы ребенок не просто срывал прищепку, а при снятии нажимал на нее.