§ Правильное произношение звуков
идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит.
Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить
четко, внятно.
§ Ребенок 3-4 лет еще не всегда
регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами,
проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах.
§ Следите за состоянием ротовой
полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение
хронических ларингитов.
§ Речевое развитие ребенка в 3-4
года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных
местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90% слов, повторение несложных
песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени,
фамилии, именах родителей и близких.
Рекомендованные
упражнения для развития речи детей:
v Попросить ребенка назвать предмет
и рассказать о его назначении. Например: - это мяч. Его бросают, катают…
v Прочитать ребенку короткий
рассказ из 3-4 предложений и попросить повторить его. В этом случае хорошо
подойдут короткие иллюстрированные сказки. Прочитав небольшую часть текста,
обсудить ее с ребенком, рассмотреть картинки, проговорить и показать всех
героев («Колобок» «Теремок» «Курочка Ряба» «Репка» «Маша и медведи»…).
v Упражнение для понимания значения
предлогов: дать задание расположить предметы в, над, около, возле, перед и т.д.
каким-нибудь другим предметом. Например: - Спрячь Мишку за спинку! Уложи Мишку
на кровать. Усади Мишку за стол и т.д.
v Рассказать подробно о
каком-нибудь предмете (цвет, функция, одежда и т.д.). Например: - Это Машина.
Она большая, грузовая, красная, тяжелая,
гладкая, сделана из пластмассы - пластмассовая. С ней можно играть: катать ее,
грузить в нее, катать в ней игрушки…
Рекомендованные упражнения для
развития артикуляции:
Ø Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, орешки.
Ø Грызём - сухари, баранки, сушки.
Ø Конфеты «Ирис» - развивают мышцы
языка.
Ø Имитация
зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание
рекомендуется производить с закрытым ртом).
Ø «Птенчики»
(«Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение
3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне
ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
Ø «Усики».
Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров,
деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных
диаметров.
Ø «Толстячок –
худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость
при открытом рте и сомкнутых губах.
Ø «Шарики».
Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5
раз.
Ø Насыпать на блюдце немного сахара
или налить небольшое количество варенья. Попросить ребенка облизать тарелочку
кончиком языка.
Стимулирующий массаж
артикуляционной
мускулатуры.
Массажные движения проводятся от
центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем
поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких
движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными.
Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление
лицевой мускулатуры:
1) поглаживание лба от середины к вискам;
2)
поглаживание лба от бровей к волосам;
3)
поглаживание бровей;
4)
поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5)
поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6)
сжимание подбородка ритмичными движениями;
7)
разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной
мышцам);
8)
перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9)
пощипывание щек.
Укрепление губной
мускулатуры:
1)
поглаживание от середины верхней губы к углам;
2)
поглаживание от середины нижней губы к углам;
3)
поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4)
пощипывание губ;
5) постукивание губ.
Дыхательная
гимнастика
(вдох через нос,
выдох через рот, щеки не должны надуваться. Губы «трубочка»)
1. «Мыльные
пузыри» -
запускать мыльные пузыри.
2. «Бульки» - дуть через соломинку в стакан
с водой, меняя силу выдоха (сильнее – слабее). Диаметр соломинки тоже может
быть разный (начать лучше с широкой, постепенно усложняя более тонкой).
3. «Сдуй
снежинку» -
комочек ваты положить на ладонь. Попросить ребенка сдуть снежинку с ладони. Чем
дальше улетит комочек, тем лучше.
4. «Веселый
футбол» -
попросить ребенка сдуть со стола комочек ваты «мяч» в импровизированные ворота
(задание можно усложнить, используя карандаш, комочек свернутой бумаги…и т.д.)
Постоянный
контроль вдоха и выдоха!!!
Особенности
мелкой моторики детей.
Мелкая
моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и
пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем:
нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто
применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество
разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень
сложных движений (например, писать и рисовать).
Примеры
простых игр и упражнений для развития мелкой моторики.
1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого
возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам
ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой
«Сорока-ворона».
2. Разрывание бумаги. Дайте ребенку
несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет
вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
3. Перелистывание страниц. Перелистыванием
страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
4. Бусы. Детям нравится перебирать мелкие
предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с
бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и
заинтересованностью перебирать их пальчиками. Задание можно усложнить, попросить
ребенка нанизать бусинки на леску.
5. Крупы. В миску насыпьте любую крупу и
дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
6. Рисование на песке. Насыпьте на поднос
песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать
можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя
задание.
7. Завинчивание крышек. Такое простое
занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков
развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему ребенку сосуды разного размера
и формы, это сделает игру более разнообразной.
8. Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Включайте
ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы
и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к
самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со
шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
9. Лепка. Лепка подходит для детей разного
возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то
испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и
раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
10.
Рисование и раскрашивание. Очень
полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также
раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных
поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу
специальную доску, чтобы он рисовал.
11. Собирание мозаик и паззлов. Для детей
до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями (2-3 части). После 3 лет
части паззлов постепенно уменьшаются и их количество увеличивается (4-5
частей). Паззлы также тренируют воображение.
12.
Вырезание. Купите малышу детские
ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить.
Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет
мелкую моторику, но и пространственное воображение, творческое мышление.
13. Прищепки. Предложите ребенку
прикрепить прищепки на край листа бумаги. Попробуйте создать картинку.
Например, дайте ребенку круг, а он из прищепок смастерит лучики. В итоге
получится солнышко и т.п. Прищепки также можно прицепить на одежду ребенка –
пусть ищет и снимает их с себя. Необходимо следить, чтобы ребенок не просто
срывал прищепку, а при снятии нажимал на нее.